ДАЛЬНОМЕРКИ: РАБОЧИЕ ЛОШАДКИ СТРИТ-ФОТОГРАФА

Фототехника для уличной фотографии, или еще одна попытка выбежать за флажки




Антон ВЕРШОВСКИЙ


Пролог. Фотографировать можно чем угодно, хоть спичечным коробком - это знают все. И это правда: есть немало хороших фотографий, снятых именно спичечным коробком. И все же разные типы фотокамер - это не просто технические особенности и решения, это - немного разный взгляд на мир. Неторопливые форматные камеры со сменными пластинами, немного нагловатые профессиональные зеркалки со светосильной сменной оптикой, с виду скромные незаметные дальномерки - каждая из этих камер влияет на фотографа, задает темп его действий, определяет стиль.

Несколько лет назад практически каждому фотографу-любителю было ясно как дважды два, что «фотоаппарат должен быть цифровым и зеркальным»; сегодня это утверждение перестает казаться абсолютной истиной. Незеркальные цифровые фотоаппараты с большими матрицами, такие, как Olympus Pen, Sony NEX, и новая «почти совсем дальномерная» Fuji X100, - начинают бодро теснить цифрозеркалки по всем направлениям, а пленка снова увеличивает число своих сторонников: к ней возвращаются опытные фотографы, разочаровавшиеся в цифре, и приходят новички, привлеченные кто всплеском моды на пленочную ломографию, а кто просто очарованием пленочной фотографии.

Самым ярым сторонникам цифрового прогресса уже приходится признать, что у пленки в новом цифровом мире определилось место под солнцем, которое она отдавать никому не собирается; поэтому я искренне надеюсь, что сейчас, в 2011 году, уже никого не удивит обзор, посвященный пленочным камерам. А точнее, самой радикальной альтернативе цифрозеркалкам - пленочным дальномерным фотоаппаратам.

Этот текст вырос из небольшого примечания к статье «Кому нужна эта пленка». Он, как и все предыдущие, адресован преимущественно «уличным» фотографам – любителям стрит- и жанровой фотографии. Мне, однако, не хотелось бы сводить свою задачу к обзору дальномерных камер и объективов; таких обзоров и без меня написано достаточно. В основном мне хотелось бы рассказать о тех особенностях дальномерной техники, благодаря которым она в течение уже восьмидесяти лет остается инструментом номер один стрит-фотографии, и о том, как стрит-фотограф может применять эти ее особенности.

Рисунки и фотографии в статье - мои, если в подписи не оговорено обратное. Некоторые из упомянутых ниже камер я в глаза не видел иначе, как через стекло витрины - например, Leica MP; но все же большую часть в разное время пробовал в деле, и даже разбирал. Часть из них мне потом удалось собрать.


Словарь:

• Зеркалка (зеркальная камера) - фотоаппарат, который позволяет фотографу видеть в видоискателе изображение, сформированное на фокусировочном экране объективом, и направленное в видоискатель зеркалом и призмой. В момент съемки зеркало поднимается, открывая световым лучам путь к затвору, за которым расположена пленка или матрица.

• Дальномерка (дальномерная камера) - фотоаппарат, снабженный отдельными от объектива оптическими системами видоискателя и дальномера, использующего эффект параллакса. Как правило, системы видоискателя и дальномера бывают объединены, что позволяет одновременно осуществлять кадрирование и наводку на резкость. Система дальномера обычно механически связана с кольцом наводки на резкость, расположенном на объективе.

• Параллакс - явление изменения угла, под которым виден объект, при изменении положения наблюдателя. Используется в оптических дальномерах, в которых измерение расстояния до объекта посуществляется методом наложения изображений, полученных при наблюдении с двух различных точек, и последующим измерением разницы угловых направлений. Параллакс также является причиной ошибок оптического видоискателя.

• TTL (Through The Lens) - метод измерения свойств объекта, напр., его освещенности, через линзу фотоаппарата.



Достоинства дальномерок. Итак, в чем заключается привлекательность дальномерных камер??

• Во-первых, это камеры с «аурой»: именно ими были сняты практически все уличные и репортажные шедевры «золотого века» фотографии, и вписаны самые яркие страницы в ее историю; великих фотографов 20-го столетия трудно представить себе иначе, как с Лейкой в руках. С 1932 года, когда Анри Картье-Брессон купил в Марселе свою первую Лейку, начался век дальномерных камер в репортажной фотографии - а слова «дальномерка» и «лейка» тогда были синонимами. «С лейкой и с блокнотом, а то и с пулеметом, сквозь огонь и стужу мы прошли…» Это Константин Симонов, «Песня военных корреспондентов». Но ведь тогда просто еще не придумали зеркалки с прыгающим зеркалом? А когда придумали, то все корреспонденты сразу обзавелись Никонами и Пентаксами, разве нет?

Корреспонденты – да, обзавелись. Но самые дальномер... дальновидные из них с Лейками расставаться не стали; а о стрит-фотографах и говорить нечего, они появление зеркалок вообще практически проигнорировали. Посмотрите, например, фильм BBC «Genius of photography» - там в промежутках между ретро-сценами в кадре периодически появляется замечательный стрит-фотограф Джоэл Мейеровиц, и в руках у него – пленочная Leica MP. Эх, какая камера! Жалко, пять-шесть тысяч у.е. за тушку и столько же за объектив не многие могут себе позволить… но свет на ней клином все же не сошелся, бывают варианты и не столь убийственные, даже у той же Лейки.


Рис. 1. Leica MP с объективом Summilux 50/1.4 (с сайта Leica Store)


• Во-вторых, дальномерки (и прочие фотоаппараты с отдельным окошком видоискателя - мы дальше будем иметь в виду и их) гораздо компактнее и легче зеркалок. В них нету ни объемного отсека с прыгающим зеркалом, ни тяжеленной пентапризмы. И легче не только они сами, но и объективы к ним – у них нет ограничений на рабочий отрезок объектива, то есть на расстояние между задней линзой и поверхностью пленки, которое в зеркалках определяется размерами отсека для зеркала. Это позволяет конструкторам обходиться существенно меньшими габаритами; кстати, по той же причине объективы для дальномерок при прочих равных условиях оказываются дешевле, чем объективы зеркальных камер - если, конечно, мы говорим не об оптике Leica.


Рис. 2. Светосильные высококачественные объективы Voigtlander Nokton 40/1.4 и Leica Tele-Elmarit 90/2.8; попробуйте представить рядом линзу от любимого Кэнона/Никона с тем же параметрами.
Здесь кто-то может сказать – а так ли нужна компактность, велика ли беда потаскать на себе два килограмма вместо пятисот грамм? Но на самом деле это тот самый случай, когда размер имеет значение. И если свадебному фотографу или студийщику здоровенная зеркалка с объективом L-серии просто необходима для того, чтобы произвести впечатление на заказчика (иначе кто же поверит, что перед ним крутой фотограф?), то уличному фотографу, как правило, нужно привлекать к себе как можно меньше внимания, а главное – ни в коем случае не быть похожим на профессионала.

Принцип здесь прост: чем больше объектив, тем сильнее его пугаются люди – а испугавшись, закрываются от него. Конечно, съемка компактной камерой тоже не дает гарантий, что вы не получите по носу за вашу наглость; и более того, это не единственный способ маскировки. На разных фоторесурсах можно найти советы по съемке камерой, спрятанной в специальной сумке, камерой, висящей на животе, и управляемой специальным тросиком, и даже камерой, стреляющей из-за угла – с зеркалом, встроенным в фальшивую бленду объектива. Но ясное дело, настоящему джедаю все эти способы не подходят. Съемка с бедра – еще куда ни шло, но никак уж не скрытая камера. Тем более, что попавшись со скрытой камерой, вы рискуете влипнуть в очень серьезные неприятности.

Существуют и более изящные способы остаться незамеченным. Так, фотограф и преподаватель М.Геллер на одном из форумов говорил, что его любимый способ – это фотографировать большой зеркалкой так, чтобы все тебя принимали за безобидного туриста. Совет действительно хорош, и не годится только в тех районах и ситуациях, где туристу делать нечего – а именно они обычно интересуют уличного фотографа.

Вообще рецепты, которые прекрасно работают в одних странах, местностях, ситуациях, и т.д., могут не сработать в других. Кто-то из великих, кажется - Г.Виногранд, говорил ученикам - улыбайтесь! Сфотографировали человека на улице - улыбнитесь ему, и все окей. У нас в стране этот номер бы не прошел, поскольку наши граждане уверены - нет ничего подозрительнее, чем улыбающийся незнакомец. Поэтому морда кирпичом и выражение на этом кирпиче, говорящее «я имею полное право делать то, что я делаю» сработают гораздо эффективнее, чем улыбка. Но мы отвлеклись, вернемся к нашим дальномеркам.

• И если уж мы заговорили о незаметности – то вспомним про щелчок камеры при съемке. У дальномерок он может быть на порядок тише просто потому, что в них нет прыгающего и хлопающего зеркала, и громкость звука зависит от конструкции затвора – центральные затворы работают практически бесшумно, затворы с матерчатыми шторками – чуть громче.

Затворы с металлическими шторками (такие, например, стоят в современных дальномерках Bessa-R) могут быть изрядно громкими; но фотоаппараты Bessa и не относятся к особо компактным камерам, и громкость их затворов окупается их быстротой и точностью.

А вот звук фотоаппарата Rollei 35S, Olympus XA или Olympus 35RC на улице вы, скорее всего, не услышите – у этих камер объективы несменные, и они укомплектованы центральными затворами. Очень характерный, - тихий, но солидный – звук у фотоаппаратов Leica с матерчатыми шторками.

• Следующий параметр, по которому дальномерки при прочих равных хоть немного, но превосходят зеркальные камеры – это скорость реакции при съемке. Им не нужно время ни на то, чтобы поднять (а после съемки – опустить) зеркало, ни на то, чтобы прикрыть «прыгающую» диафрагму. И наводка на резкость по пятну дальномера занимает меньше времени и осуществляется точнее, чем по матовому стеклу зеркалки, и порождает во много раз меньше ошибок, чем наводка с помощью систем автофокуса.

• И очень важный момент, особенно при съемке в сумерках – у дальномерок полностью отсутствует «отдача» из-за прыжка зеркала, в зеркалках приводящая к смазыванию изображения на средних и длинных выдержках.

• А при съемке с рук на длинных выдержках обнаруживается еще одно существенное различие: изображение в видоискателях дальномерок не перекрывается зеркалом в момент съемки. Это позволяет уверенно снимать даже ночью, в том числе – и с «проводкой», что с зеркалкой возможно только вслепую, на чистой интуиции.

• И, наконец, еще одно, уже принципиальное отличие дальномерок – принципиальное потому, что оно в буквальном смысле слова определяет взгляд фотографа на мир: в видоискателе дальномерки фотограф видит больше, чем ловит в кадр.


Рис. 3. Поле видоискателя дальномерной камеры Leica CL; видны рамки 40 мм (внешняя) и 50 мм (внутренняя).
В центре - пятно дальномера, справа - стрелка экспонометра, сверху - значение выдержки.
Дело в том, что в хорошей дальномерке поле зрения видоискателя оказывается несколько шире рамки кадра, что позволяет видеть не только то, что в кадре, но и то, что может появиться в нем в следующую секунду. А вот у зеркалок все наоборот: поле зрения видоискателя всегда несколько уже реальной рамки, так что самые края кадра фотограф не видит, что впоследствии зачастую побуждает его к обрезке фотографии при печати.

• Добавим к этому, что благодаря отсутствию фокусировочного стекла видоискатели дальномерок всегда ярче, чем видоискатели зеркальных фотоаппаратов – и в списке достоинств дальномерных фотоаппаратов можно будет поставить точку (.), и перейти к обсуждению их недостатков.

Недостатки дальномерок. В сущности, по сравнению с зеркалками дальномерные аппараты имеют ровно один недостаток: фотограф видит в видоискателе не то изображение, которое формируется объективом, а то, которое создает линза видоискателя. Этот грустный факт, весьма существенный для натюрморта, портретной, и вообще крупноплановой съемки, и не столь критичный в остальных жанрах, проявляется следующим образом:

• Во-первых, в видоискателе дальномерки резким выглядит все, начиная с нескольких сантиметров, а в видоискателе зеркалки - то, на что сфокусирован объектив при полностью открытой диафрагме. Но с этим можно смириться – все равно картинка ни там, ни там, как правило, не соответствует конечному результату.

• Во-вторых, эффект от применения светофильтров не виден в видоискателе; более того, картинка в видоискателе не изменится, даже если забыть выдвинуть выдвижной объектив или снять с него крышку. Поэтому камеры с TTL-экспозамером или хотя бы с фотодатчиком на переднем торце объектива предпочтительны - они позволяют автоматически учесть флияние фильтра на экспозицию, и предупредят о неснятой крышке. Дальномерку сложно использовать с моноклями и прочими объективами, предназначенными для красивого преображения реальности; назначение дальномерки - не в наведении на реальность глянца, а в точном ее отображении.

• В третьих, замена объектива дальномерки на более длиннофокусный или широкоугольный предполагает, как минимум, смену рамки видоискателя. В камерах системы Leica рамки меняются автоматически при смене объектива, в аппаратах Bessa есть переключатель рамок. Кроме того, большинство моделей этих камер выпускаются в разных модификациях, отличающихся прежде всего увеличением видоискателя: для использования с широкоугольными объективами - поменьше, с длиннофокусными - побольше. А при использовании слишком длиннофокусного или слишком широкоугольного объектива приходится устанавливать внешний видоискатель.

• А в четвертых, и это, наверное, важнее всего, видоискатель и объектив дальномерки видят объекты съемки с разных, хоть и близких, точек; из-за этого смещаются видимые положения объектов и сдвигаются рамки кадра. И то, и другое обычно называется проблемой параллакса (Рис.4a). Чем ближе объект - тем сильнее параллакс (Рис.5a).

В описаниях многих моделей дальномерок можно найти слова «видоискатель с автоматической компенсацией параллакса»; если поверить им, то можно решить, что проблема параллакса решена, ура-ура, у дальномерок одни преимущества и ни одного серьезного недочета…


Рис. 4. Параллакс видоискателя и его компенсация.
На самом деле имеется в виду следующее: рамка видоискателя в этих камерах механически соединена с дальномером, который устанавливает ее в положение, соответствующее расстоянию до объекта съемки. Таким образом может быть решена только одна часть проблемы, а именно – при наводке на резкость на близкий объект скомпенсирован сдвиг рамки, которую фотограф видит в видоискателе, относительно реальной рамки кадра (Рис.4b). И то скомпенсирован он в предположении, что все объекты в кадре находятся на том же расстоянии, что и объект, на котором сфокусировался дальномер!

Иначе говоря, если фотографировать рисунок на плоской стене, то автоматически перемещаемая рамка правильно покажет границы кадра; а вот если снимать портрет на фоне пейзажа, то надо быть готовым к тому, что рамка правильно покажет положение человека в кадре, но не тот участок фона, который будет на снимке (Рис.5б); на рисунке 5 предполагается, что в обоих случаях (a, b) мы компонуем кадр так, чтобы у нас получился симметричный портрет человека на фоне двух деревьев. Внимание - масштабы и углы искажены для того, чтобы в них как-то поместилась бесконечность.


Рис. 5. Эффект параллакса в фотоаппаратах a) без автоматически перемещаемых рамок;
b) с автоматически перемещаемыми рамками
И, конечно, никакие движущиеся рамки не способны скомпенсировать параллакс в кадрах, в которых присутствуют и близкорасположенные, и удаленные объекты; картинка, которую вы тщательно выстраиваете в видоискателе, в любом случае исказится при съемке, - что хорошо видно на примерах внизу на Рис.5.

Конечно, при некотором опыте это искажение можно учитывать «в уме»; а можно, например, выстроив кадр, перед спуском затвора сдвинуть фотоаппарат «параллельным переносом» так, чтобы на том месте, где было окошко видоискателя, - оказался объектив. Тут главное – не перепутать, что куда сдвигать. И заметьте: при таком «хитром» способе съемки рамка без компенсации параллакса на этапе кадрирования покажет границы кадра правильно; следовательно, рамка с компенсацией параллакса - соврет. Чтобы этого не произошло, нужно сначала выставить дальномер на бесконечность, построить кадр, и только потом навестись на резкость и переместить фотоаппарат.

Сложно, да? И годится этот метод только для статичных сцен... На самом деле ничего страшного: сюжетов, требующих такого точного построения кадра, при уличной съемке возникает не так уж и много. Ну разве что «Невесту на ладошке» и «Васю, подпирающего руками Пизанскую башню» снимать дальномеркой неудобно, но это, я уверен, только к лучшему.

Варианты выбора. Итак – у дальномерок есть достоинства, и есть недостатки; возможно, в ваших глазах достоинства могут перевесить, и вы решите обзавестись дальномерным фотоаппаратом. Какие у вас есть варианты выбора?

Классические дальномерки - Leica. Во-первых, можно сразу ориентироваться на дорогую, но заведомо хорошую технику. Если вы выбираете настоящую дальномерку с минимумом фенечек и финтифлюшек – то это, конечно, в первую очередь Leica, порождение инженерного гения Оскара Барнака (кстати, само слово Leica расшифровывается как Leitz Camera - по имени владельца и основателя компании), фотокамера, с которой начался расцвет узкопленочной фотографии. С копирования фотокамер Leica начинали свою историю не только советские (см. Рис.11), но и очень многие европейские, американские, и японские компании - даже Kwanon, первая камера фирмы Canon, хоть формально и считалась разработкой японских инженеров, была при этом фактически неотличима от Leica II.

Сейчас цены на камеры Leica варьируются в очень широких пределах, модели «попроще» можно найти на аукционах за четыреста-шестьсот у.е., цена на модели «подороже» сверху не ограничена ничем (здесь и далее, говоря про цену, я имею в виду цену «рабочих» камер. Цена экземпляров в коллекционном состоянии может на порядок превышать среднюю цену на ту же модель). «Классическими» считаются варианты серии М с байонетом М (на выпускавшихся до них камерах Leica I-III объективы ставились на резьбу 39 мм) и с рамками, автоматически меняющимися при смене объектива; TTL экспозамер появляется, начиная с модели M5. Для моделей M2-M4 был разработан Leicameter - экспонометр, вставляющийся в башмак для вспышки, и сопряженный с колесиком выдержек (но не с кольцом выбора диафрагмы!).

Самая распространенная, выпускавшаяся почти два десятка лет механическая модель М6 и сменившая ее M7 (одно из главных отличий последней - электронный затвор) существуют каждая в нескольких модификациях, отличающихся увеличением видоискателей и наборами рамок. Модификация с видоискателем 0.72х позволяет использовать весь стандартный набор объективов 28-35-50-75-90-135 мм; в каждой из модификаций 0.58х и 0.85х одно крайнее фокусное расстояние из ряда выпадает. Цена М6 - порядка 2000 у.е., M7 - порядка 3000 у.е.

Камера Leica MP уже упоминалась выше (см. Рис.1); кстати, аббревиатура MP означает вовсе не Member of Parliament и не Military Police, как можно было бы подумать, а Mechanical Perfection - Механическое Совершенство. Вот так - не больше и не меньше. Ясно, что затвор у MP чисто механический, батарейка нужна только для работы экспонометра. Рамки и видоискатели те же, что и у М6; цена - порядка 5000 у.е.

Уверен, что последнее обстоятельство многих заставит искать альтернативные варианты. Такими могут быть более ранние модели Леек - но они, как уже говорилось выше, лишены экспонометра, а потому подходят далеко не всем.

«Классика из классики», камера, считающаяся образцом совершенства, исторически первая из до сих пор продолжающейся линии «М» - это модель М3 (1954 г.): полностью механическая камера с диапазоном выдержек 1/1000 - 1 с, видоискателем 0.91x, и рамками 50-90-135 мм. Для того, чтобы расширить небогатый выбор рамок у этой камеры, компания Leica некоторые объективы, например - Summilux-m 35/2, стала выпускать со специальными «очками» - goggles, примыкающими к окошкам видоискателя и дальномера, и корректирующими их увеличение; таким образом появилась возможность использовать M3 с широкоугольной оптикой. Цена Leica M3 - от тысячи у.е. Тоже немало, особенно для камеры без встроенного экспонометра.


Рис. 6. Leica M3 с объективом Summicron 50/2 (с сайта Leica); Summicron 35/2 с «очками» (откуда-то из сети)
Здесь имеет смысл рассказать про модель, которая в ряду камер Leica стоит совсем особняком - Leica CL, единственная попытка фирмы Лейка сделать «народную» камеру. Это не чистокровная Лейка - ее в 70-х годах по немецким чертежам делали в Японии на заводах Minolta. Она компактнее «классических» леек (самая компактная и легкая среди камер с байонетом М - всего 365 грамм), и в ней есть встроенный экспонометр, датчик которого располагается перед шторками затвора и убирается при съемке. Колесико выбора выдержек очень удобно расположено под указательным пальцем правой руки (Рис.7); глядя на стрелку экспонометра в видоискателе (Рис.3) и поворачивая колесико, фотограф реализует нечто вроде полуавтоматического режима приоритета диафрагмы, в котором он сам выполняет роль приводного механизма. Увеличение видоискателя - 0.6, рамки 40-50-90 - специально для CL Leica выпустила объектив Summicron с фокусным расстоянием 40 мм. Все поле видоискателя примерно соответствует объективу 35 мм. Эффективная (т.е. умноженная на коэффициент увеличения видоискателя) база дальномера в CL существенно меньше, чем у «старших» леек, и составляет всего 19 мм.

Leica CL - полностью механическая камера, с выдержками от 1/2 до 1/1000 с, батарейка ей нужна только для питания экспонометра. Цена Leica CL на аукционах - 350-600 у.е., на рынке внутри страны их практически нет. К ней подходят не все объективы с байонетом М - те из них, у которых конструктивные элементы утоплены слишком глубоко, могут повредить фотоэлемент; само собой, складные (или, как правильнее говорить, тубусные) объективы, а также объективы с «очками» использовать с ней нельзя. История Leica CL печальна: популярность этой относительно дешевой камеры в начале 70-х годов оказалась столь высока, что падающие продажи малоудачной, громоздкой, и существенно более дорогой модели М5 компания Leitz списала на конкуренцию со стороны CL - и сделала нетривиальный маркетинговый ход: закрыла выпуск CL всего через три года после его начала.


Рис. 7. Leica CL с объективом Voigtlander Nokton 40/1.4 и металлической блендой.
Небольшое отступление: поскольку мне экспозамер все же нужен, а денег на M6 и тем более на М7 у меня нет, да и не хотел бы я обзаводиться слишком дорогой камерой, которую потом пришлось бы всячески беречь от опасностей, а потому не брать с собой на улицу, - я для себя выбрал модель Leica CL и ни на минуту в этом не разочаровался. «Настоящие» фотографы рекомендуют CL, как «вторую» камеру, но меня она вполне устраивает в качестве «первой». Конечно, Leica CL в силу своей миниатюрности, дешевизны, и «смешанного» происхождения оказалась несколько капризнее своих чисто немецких сестер, и более склонна к поломкам - в общем, в обращении с ней нужна осторожность. Вообше, покупая камеру с тридцати-сорокалетним пробегом, нужно отдавать себе отчет в том, что ей могут потребоваться оздоровительные процедуры - а именно, то, что называется CLA (clean, lubricate, and adjust - чистка, смазка, юстировка). CLA фотоаппаратов Leica CL делают несколько компаний в США и Англии (не уверен насчет Германии), цена процедуры - порядка двухсот у.е. И если вы купили фотоаппарат на аукционе - лучше сразу мысленно добавляйте эти деньги, плюс стоимость пересылки ремонтникам и обратно, к его цене. Впрочем, мелкий ремонт, не требующий основательной разборки, вполне можно делать и дома: вот здесь я рассказывал, как разбирать (и собирать обратно!) Leica CL.

Leica-совместимые дальномерки. Популярную «фолькс»-линию Leica CL продолжила компания Минолта, выпустившая под названием Minolta CLE ее чуть увеличенную (она весит 380г) версию с более корректным экспозамером, расширенной до 29 мм эффективной базой дальномера, и автоматическим режимом приоритета диафрагмы. Если эта камера на аукционах стоит не сильно дороже, чем Leica CL - то это, очевидно, следует отнести исключительно на счет отcутствия на ней логотипа Leitz. Хотя, возможно, и замена механического затвора электронным здесь тоже сыграла свою роль.

Главными конкурентами Лейки в течение всего времени ее существования были фотоаппараты Zeiss Ikon, в настоящее время выпускающиеся совмеcтно с Cosina. По своим характеристикам и по цене они сопоставимы с аппаратами Leica; спор о том, что лучше, не прекращается много лет. Они совместимы с объективами Leica M; а кроме них, камеры с байонетом М выпускают та же Cosina, но уже под маркой Voigtlander (аппараты Bessa), и Konica (Konica Hexar RF).

Фотокамеры Bessa - очень интересный вариант для фотографа, который решил ориентироваться на байонет М, и у которого нет возможности начать с приобретения Лейки. Модели Bessa-R, маркированные литерой «A», оснащены электронным затвором с выдержками от 1/2000 до 8с, и в них реализован режим приоритета диафрагмы; модели с литерой «M» - механическим затвором с выдержками от 1/2000 до 1с. На моделях 2А/2М установлен видоискатель 0.7х и набор рамок 35-50-75-90 мм, на моделях 3А/3М - видоискатель 1.0х и набор рамок 40-50-75-90 мм. Модели 4А/4М предназначены для широкоугольной оптики: видоискатель 0,52х, рамки 21-25-28-35-50 мм. В остальном эти камеры идентичны; в них реализован TTL-экспозамер (их фотодатчики измеряют свет, рассеянный передней поверхностью шторок затвора - для этого шторки выкрашены в 18-процентный серый цвет), и полная индикация режима съемки в видоискателе.


Рис. 8. Bessa 3A с «родным» объективом Voigtlander Nokton 40/1.4.
Цена новой камеры Bessa-R с заводской гарантией составляет примерно восемьсот у.е.; и в общем-то, Bessa - это уникальная возможность приобрести современную Leica-совместимую фотокамеру, оснащенную всеми современными сервисными функциями, заплатив за это меньше тысячи у.е. К недостаткам Bessa можно отнести ее габариты - она чуть крупновата для дальномерки, - и громкий звук затвора; кроме того, распространено мнение, что камеры Bessa в гораздо большей мере подвержены поломкам, и хуже переносят экстремальные условия эксплуатации, чем Цейсы и Лейки. А мне когда-то пришлось расстаться с Bessa 3A из-за конструкции ее видоискателя 1.0х: поле кадра было мне видно целиком, только если буквально засунуть глаз в окуляр - фокус, проделать который в очках мне так и не удалось.

Konica Hexar RF - несколько более дорогой вариант: от восьмисот у.е. и выше на аукционах (выпуск ее прекращен в 2003 году, так что новую Конику купить вряд ли удастся). Очень красивая камера с минималистичным дизайном, из стиля которого, может быть, несколько выпадает ЖК-дисплейчик на верхнем торце корпуса. Затвор электронный, диапазон выдержек от 1/4000 до 16 секунд, режимы съемки - ручной и автоматический (приоритет диафрагмы), увеличение видоискателя - 0.6х, набор рамок тот же, что в M6 и М7. Без батареек камера недееспособна абсолютно - в отличие, например, от электронной камеры M7, у которой выдержки 1/60 и 1/125 работают даже при отказе батареи. Видоискатель и рамки яркие, хотя и уступают по яркости М6 и Bessa-R. Протяжка пленки автоматическая, гораздо более громкая, чем в ручных камерах; это в какой-то мере окупается удобством зарядки-перемотки пленки. В целом - очень привлекательная М-совместимая дальномерка, особенно учитывая, что она все же вдвое дешевле Лейки M6.

Оптика Leica и совместимая. Что касается оптики – по красоте рисунка вряд ли что-то может сравниться с объективами Leica… и по цене, к сожалению, тоже. Кстати, зум-объективы, позволяющие дискретно переключать фокусное расстояние, есть и у Лейки, но цена их такова, что информация эта представляет чисто теоретический интерес. Стоимость фикс-объективов «недорогой» серии Summicron в зависимости от модели и состояния может варьироваться от пятисот до полутора-двух тысяч у.е.; объективы Summilux стоят еще дороже.

Неким компромиссом могут быть объективы третьих фирм с байонетом M; так, по мнению Стива Хаффа, объективы Nokton, выпускаемые фирмой Cosina под товарным знаком Voigtlander, практически не уступают по качеству легендарным Суммилюксам, при том, что цена их может быть меньше на порядок (пятьсот у.е. вместо четырех-пяти тысяч).

Кстати, наши советские объективы «Индустар» и «Юпитер» с резьбой M39 совместимы с первыми моделями Лейки, а на поздние байонетные модели ставятся через переходник. И для начала они очень неплохи - например, тубусный компактный Индустар-22 (разработан на основе Leitz Elmar 50/3.5) или светосильный Юпитер-3 (он же - Carl Zeiss Sonnar 50/1.5). Цена первого - меньше 10 у.е., второго - около 30 у.е. Покупая советские послевоенные объективы, обращайте внимание на год их выпуска: до 1954 года включительно они делались из трофейного стекла, вывезенного по репарациям из Германии. С 1954 года отечественной промышленности пришлось перейти на наше стекло, для чего потребовалось заново рассчитать схемы большинства объективов. Какой вариант получился лучше - догадывайтесь сами.

Компактные дальномерки. А если вам нужна компактность, и к тому же не хочется платить за камеру больше полутора сотен у.е., - то хорошим выбором будут дальномерки с несменной оптикой, такие, как Canonet QL17, Olympus 35RC и 35RD. Особняком в ряду Олимпусов стоит камера Olympus XA – эта кроха, которая выглядит, как самая настоящая пластмассовая мыльница (та самая, в которой держат мыло), на самом деле представляет собой совершенно полноценную дальномерку с режимом приоритета диафрагмы, диапазоном выдержек 1/500 - 10с, и очень резким объективом Zuiko 35/2.8; кстати, этот объектив уникален еще и тем, что расстояние от передней поверхности его передней линзы до пленки меньше, чем фокусное – какая зеркалка может этим похвастаться?


Рис. 9. Olympus XA
Обратите внимание на расположение окошка видоискателя: параллакса по горизонтали у этой модели вообще нет, а параллакс по вертикали минимален. Камера автоматически включается при открытии зашитной шторки корпуса и выключается при закрытии; ее можно носить в кармане без футляра, не опасаясь повредить оптику - в закрытом состоянии даже окошко дальномера закрывается специальной шторкой. К недостаткам этого аппарата можно отнести его неспособность работать с пленками с ISO, превышающим 800, и слишком легкий ход кнопки спуска - она срабатывает, если просто дотронуться до нее пальцем. У себя в блоге я рассказывал о простом способе исправления этого недостатка.

Вообще же к дешевым фотоаппаратам надо относиться с осторожностью - очень часто стремление снизить цену заставляло производителей камер использовать конструктивные решения, резко ухудшающие их параметры - например, упрощалась конструкция диафрагмы, и она из круглой становилась ромбической; база дальномера уменьшалась до одного-полутора сантиметров, выкидывались выдержки короче 1/500с и длиннее 1/30с, исключалась возможность независимо менять диафрагму и выдержку, и вообще как-то управлять процессом выставления экспопараметров, и т.д.

На Рис.10 показан интересный фотоаппарат Rollei XF35, сочетающий вполне неплохое качество объектива Sonnar 40/2.3 и благородную простоту форм со всеми перечисленными выше недостатками; очень похожие модели выпускали фирмы Voigtlander, Canon, и другие. От этих фотоаппаратов оставался всего один шаг до печально знаменитых «мыльниц», заполонивших прилавки магазинов в 90-е годы.


Рис. 10. Rollei XF35
Впрочем, к Olympus XA это не относится, как не относится и к Canonet QL17. Эта дальномерка от Canon при весьма невысокой цене вызывает удивление не только качеством светосильного объектива, но и своей солидностью и удобством работы с ней. Единственное, чего в ней не хватает - это режима приоритета диафрагмы, или хотя бы возможности пользоваться встроенным экспонометром в ручном режиме; вместо этого, как и в большинстве фотокамер этого класса, в ней реализованы режим приоритета выдержки и ручной режим без экспозамера вообще.

Говорят, что в этом же ценовом классе неплох аппарат Yashica Electro 35, во всяком случае, Кен Рокуэл пишет, что в нем есть все, что нужно (в частности, режим приоритета диафрагмы), и нет ничего лишнего. Важное достоинство этой камеры - ее доступность (Yashica продала более восьми миллионов разных модификаций Yashica Electro 35! Впрочем, рекордсмен книги Гиннеса все же не она, а завод ЛОМО со своей Сменой-8 - двадцать миллионов экземпляров). Недостатки этой камеры - отсутствие ручной установки выдержки, и изрядный для дальномерки вес - 750 грамм. Если соберетесь покупать эту камеру - обратите внимание на модификацию: камеры, выпущенные до 1970 года, не умеют работать с пленкой с ISO выше 500.

Советские дальномерки. Советские фотоаппараты «Зоркий» и «ФЭД», изначально представлявшие собой копии Leica II, а потом подвергшиеся существенным модификациям, подойдут тем фотографам, для которых отсутствие встроенного экспонометра, подвижных рамок (и вообще каких-либо рамок), длинных и коротких выдержек не является существенным недостатком. Если вы не настоящий фанат старых камер - то не советую брать самые первые их модели (Рис.11), в которые пленка заряжается снизу – их зарядка может стать серьезной проблемой; кроме того, в этих аппаратах окуляры видоискателя и дальномера разделены, а окошко видоискателя очень маленькое и тусклое. В какой-то мере недостатки этих камер окупаются их компактностью, надежностью, и неприхотливостью, а главное - их лейковским шармом, которого напрочь лишены следующие модели (кстати, будьте осторожны: большая часть «раритетных» камер Leica II на рынке - не что иное, как подделки, сделанные именно из этих аппаратов). Из последующих моделей, наверное, максимально близок к оптимуму Зоркий-4К – довольно редко встречающаяся модификация с курковым взводом.


Рис. 11. Советская копия Leica II - послевоенный аппарат «Зоркий» со сменным выдвижным объективом «Индустар-22» (50/3.5).
Еще одна линейка советских дальномерок - «Киевы» - были копиями цейссовских Contax с байонетом Zeiss Contax RF. От Зорких и ФЭДов отличались существенно большими размерами и весом, наличием коротких и длинных выдержек, и уникально большой базой дальномера - 90 мм при увеличении дальномера 0.7х. 3-я и следующие модели имели встроенный селеновый экспонометр - к сожалению, селен разрушается со временем, и в лучшем случае эти экспонометры сейчас требуют перенормировки. Киев-5 оснащен курковым взводом и рамкой 50 мм с компенсацией параллакса. Штатный объектив - Юпитер-8 (50/2).

Автофокусная техника. Любителям недешевой автофокусной автоматики можно посоветовать результат сотрудничества компаний Zeiss и Kyocera - аппараты Contax G1 и G2 с линейкой выcококачественной цейссовской оптики (28, 35, 45, 90 мм), включающей даже зум-объектив 35-70 мм! Автоматический вариант попроще, без сменной оптики – это Konica Hexar AF. Это не совсем дальномерки - ручного дальномера с пятном в поле видоискателя в них нет, наводка на фокус осуществляется либо автоматически, либо по шкале. Протяжку пленки эти фотоаппараты тоже делают сами - не знаю, кому как, а мне больше нравится классический бесшумный курковый взвод. Щелкнул - взвел, и никакого рева моторов, и батареек не надо.

Очень симпатичны автофокусные камеры с несменной оптикой Contax T2 и T3; последняя по компактности соперничает с Rollei 35S (Рис.12). Ее корпус сделан из титана, она оснащена объективом Sonnar 35/2.8, имеет режим приоритета диафрагмы, автоматическую протяжку и перемотку пленки, встроенную вспышку и т.д. По степени автоматизации и обводам она очень напоминает «мыльницу», резко отличаясь от нее как качеством, так и ценой - порядка 750 у.е.

Шкальные аппараты. Очень неплохи бывают шкальные фотоаппараты, похожие на дальномерки всем, кроме отсутствия собственно дальномера; необходимость оценивать расстояние «на глаз» в них компенсируется непревзойденной компактностью. Их применение в стрит-фотографии оправдано тем, что в ней крайне редко используется съемка на открытых диафрагмах с размытием фона, а потому обходиться без измерителя расстояния, как выясняется, не так сложно. Например, камеру можно заранее фокусировать на так называемое гиперфокальное расстояние, при котором зона резкости начинается от нескольких метров и заканчивается бесконечностью. Этот прием, обеспечивающий максимальную оперативность, часто применяется и при съемке дальномерными камерами.

Из зарубежных шкальных 35 мм камер самой, наверное, интересной является Rollei 35S (выбор английской королевы!) с механическим затвором с диапазоном выдержек 1/500 - 1/2с, великолепным выдвижным объективом Sonnar 40/2.8 разработки Цейсс, встроенным сопряженным экспонометром и хитроумным прижимным столиком. Органы управления на этом самом маленьком 35-мм фотоаппарате размещены довольно необычно - колесики выдержки и диафрагиы по сторонам от объектива, рычаг взвода - слева, а башмак для вспышки - вообще снизу! И пленка в нем подается справа налево, так что в сканер/увеличитель ее нужно вставлять, повернув на 180. Но ко всем этим особенностям очень быстро привыкаешь. Меня несколько нервировало, что экспонометр у Rollei 35S все время включен, и расходует дефицитную батарейку (в темноте меньше, чем на свету, и все-таки). Вариант решения этой проблемы описан в моем блоге здесь, вариант решения проблемы замены старых ртутных батареек, использовавшихся в прошлом веке чуть ли не во всех дальномерках и шкальниках - здесь.


Рис. 12. Rollei 35S
Говоря о шкальных фотоаппаратах, обязательно нужно упомянуть Olympus Pen - не новый цифровой Pen, а легендарную камеру 1959 года, умещавшую на стандартную пленку 72 вертикальных кадра половинного формата. «Пены» приобрели такую популярность, что компания Olympus сделала вариант «Пена» с зеркалом - самую компактную в истории зеркалку Pen F, внешне отличающуюся от шкального аппарата только отсутствием окошка видоискателя. Полукадровые шкальники («Чайка» с Индустаром-69 (28/2.8), и «Агат-18») делали и наши заводы. Пластмассовыми «Агатами» по сю пору переполнены барахолки, а «Чайки» попадаются пореже.

А порекомендовать из наших шкальных фотоаппаратов можно – вы, наверное, удивитесь, - известную всем Смену-8. Конечно, этот аппарат далек от совершенства, но зато предельно дешев (три-четыре у.е.), и при этом он позволяет при некотором навыке получать очень неплохие снимки. Правда, его конструкция его требует применения приемной кассеты, которую нужно периодически заменять, иначе ее шторки начинают царапать пленку; а с разборными кассетами в наше время туго. Опять же при некотором навыке разборные кассеты можно делать из неразборных, выбивая им донышки подручными средствами.

Ломографические камеры. В последнее время на рынке фотокамер появилось много так называемых ломографических 35 мм камер – дешевых пластмассовых коробочек с пластмассовыми же линзами, одной выдержкой, и в лучшем случае двумя значениями диафрагмы (обычно F/8 и F/11). Взвод затвора в них не связан с перемоткой пленки, что дает массу возможностей для творчества (особенно нечаянного) в жанре мультиэкспозиции, т. е. съемки нескольких сюжетов на один кадр пленки. Некоторые из этих аппаратов, например – уже довольно известная «Диана-мини», характеризуются по-своему (в духе современного пикториализма) очень симпатичной картинкой – только не надо пытаться снимать на них репортаж или гламур!


Рис. 13. Ломографическая камера Diana-Mini; фото - «Пунктир» (Ольга Федосеева - Diana-Mini, 2011).
Итак, возможностей перед нами несчетное количество. Я не думаю, что стоит пытаться составить полный обзор дальномерных и шкальных камер - цель статьи не в этом, а в том, чтобы дать заинтересовавшимся какие-то ориентиры. Ссылки на описания конкретных камер не привожу просто потому, что в гугле или яндексе их найти не сложнее, чем на этой страничке - главное, знать, что искать. А для дальнейшего чтения очень рекомендую статью «Случайность или тенденция?» В.Самарина и А.Шеклеина – в ней не только рассказано о преимуществах дальномерных камер, но и подробно рассмотрены особенности наиболее интересных из них. И, конечно, сайт rangefinder.ru – на нем можно найти любую информацию о дальномерных камерах.

Несколько слов о выборе оптики для уличной съемки. Вообще, конечно, для уличной съемки могут быть применены объективы с любыми фокусными расстояниями, но я бы не советовал слишком увлекаться широкоугольниками и длиннофокусниками. Широкоугольные объективы позволяют получать кадры с подчеркнутой структурой и эффектно искаженным пространством, но этот эффект - как и любые эффекты - быстро приедается; кроме того, для широкоугольных объективов могут потребоваться внешние видоискатели. Причины, по которым для уличной съемки плохо подходят телеобъективы, прекрасно сформулировал Петтери Сулонен в статье «Телефото - для трусов». Вообще «стандартным», то есть максимально отвечающим нормальному человеческому восприятию, считается объектив, фокусное расстояние которого равно диагонали кадра - то есть 42 мм для узкой пленки. Соответственно, если вы еще не выработали собственных предпочтений, то для начала вам имеет смысл присмотреться к объективам 35-40-50 мм (важно, чтобы в вашей камере были соответствующие рамки!) Работать с объективами 135 мм и более без специальных приспособлений на дальномерках трудно, поэтому имеет смысл ограничиться сверху фокусным расстоянием 90 мм.

Не стоит также придавать особое значение светосиле объектива: на улице у вас будет не так много возможностей эту светосилу реализовать. Съемка на открытой апертуре требует тщательной наводки на резкость, а уличные сюжеты обычно динамичны, и к тому же они упорно отказываются помещаться в одну плоскость. Поэтому раскрыть апертуру линзы больше, чем на значение F/5.6, удается довольно редко; следовательно, для вечерних и ночных съемок придется использовать длинные выдержки (а мы уже говорили, что для съемки на длинных выдержках дальномерные аппараты подходят лучше, чем какие-либо еще), и высокочувствительные пленки. Если вы проявляете дома - то вам не придется тратиться на дорогие пленки с высокими ISO: до значений 1600-3200 можно поднять при проявке чувствительность почти любой черно-белой пленки, изначально имеющей чувствительность 400 единиц (так называемый пуш-процесс). «Пушить» можно и цветные пленки, но не в каждой лаборатории это делают.

Съемка дальномеркой. Вот мы и добрались до основной темы статьи. Итак: заряжаем нашу дальномерку пленкой - этот процесс бесконечно разнообразен, и в каждой камере он проходит по своим законам. Труднее всего заряжаются первые Лейки/Зоркие/ФЭДы, рассчитанные на пленку с длинным, в длину фотокамеры, «хвостиком»; этот хвостик надо аккуратно вырезать ножницами, после чего пленка обычно начинает ломаться и расщепляться по срезу прямо в фотоаппарате. А проще всего - Canonet QL17: в него надо просто положить кассету, немножко вытянуть хвостик пленки и закрыть крышку - дальше он все сделает сам. Этот сервис всем знаком по «мыльницам» и зеркалкам с моторами, но в механическом аппарате он приятно удивляет, как и наличие окошка индикатора правильной зарядки. Зарядив пленку, надо сделать пару пробных кадров, и заодно проверить, крутится ли рычажок обратной перемотки пленки (он оказывается сцеплен с подающей кассетой) при протяжке пленки к следующему кадру.

Блестящие части камеры, а также всякие вызывающие надписи вроде «Leica», «Zeiss», «Rollei» и тому подобные имеет смысл сразу заклеить черной изолентой. Есть легенда, что так делал еще Анри Картье-Брессон, так что и нам с вами не зазорно. Никаких кофров и фотосумок вам уже не нужно, вы же не зеркальщик какой-нибудь! Но все же имеет смысл порыться в завалах всякого мусора в фотокомиссионках на предмет поиска как можно более непрезентабельного футляра для вашей слишком симпатичной с виду камеры; например, к Leica CL, как выяснилось, практически идеально подходит футляр от Смены-8. Не забудьте только продезинфицировать этот футляр перед использованием, и замените на нем все хлипкие крепления на новые. Если вы нашли подходящий футляр - хорошо, если нет - приготовьтесь прятать камеру от дождя, снега, пыли, и милиционеров под куртку.

Поставьте на камеру «стритовый» объектив 35-50 мм (у камер с несменной оптикой фокусное расстояние и так чаще всего лежит в этих пределах); установите диафрагму на цифру "8", а расстояние до объекта - на гиперфокал, то есть примерно на 5 метров; не таскайте с собой сменные объективы, лучше сразу настройтесь на тот, который установлен на аппарате. Если в камере нет режима приоритета диафрагмы, прикиньте, какая выдержка вам понадобится, - если у вас нет экспонометра, можно вместо него поначалу использовать любую цифромыльницу: очень скоро вы научитесь обходиться без нее, определяя выдержку «на глаз».

После этого остается повесить камеру на плечо или на шею - и, как говорилось в одной не в меру поэтичной книжке про фотографию - «походкой первобытного охотника в тундре» отправляться выгуливать ее на улицу, а там уже она сама подскажет вам, что делать...

На этом, кажется, все. Спасибо за внимание.

Да, перечисляя достоинства дальномерных камер, я забыл еще одно: они очень красивы. Они – пример того, как доведенная до совершенства технология неизбежно находит совершенную, а значит – прекрасную форму.

© Антон Вершовский,
08.04.2011





Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

Эта статья, как и другие материалы сайта, защищена «Законом Российской Федерации об авторском праве и смежных правах». Запрещено полное или частичное копирование материалов без согласия автора и правообладателей. Незаконное использование материалов влечет за собой административную либо уголовную ответственность [Ст.49]. При согласованном использовании материалов сайта обязательна активная ссылка на источник и указание авторства.




Рейтинг@Mail.ru